Личный кабинет   Версия для слабовидящих
Министерство социальной политики Свердловской области
Меню

Отчет опекуна

Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" (.rtf 132.1 KB) (размещен: 07.02.2017)

ФОРМА ОТЧЕТА опекуна или попечителя о хранении, об использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и об управлении таким имуществом (.doc 114.5 KB) (размещен: 17.05.2019)

Перечень документов, рекомендуемых при сдаче отчета опекунам или попечителям (.docx 16.32 KB) (размещен: 17.05.2019)

Разъяснения по вопросам представления ежегодных отчетов опекунов (попечителей) за предыдущий год о хранении, об использовании имущества подопечных и об управлении имуществом подопечных

Исходя из содержания положений статьи 7 Федерального закона от 24 апреля 2008 года № 48 «Об опеке и попечительстве» (далее – Федеральный закон № 48-ФЗ), основными задачами органов опеки и попечительства является контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством.

Согласно статье 17 Федерального закона № 48-ФЗ опекуны не имеют права собственности на имущество подопечных, в том числе на суммы алиментов, пенсий, пособий и иных предоставляемых на содержание подопечных социальных выплат.

В соответствии со статьей 25 Федерального закона № 48-ФЗ предусмотрено ежегодное предоставление ежегодных отчетов опекунов (попечителей) за предыдущий год о хранении, об использовании имущества подопечных и об управлении имуществом подопечных (далее– отчет).

 

Может ли отчет опекуна быть представлен в произвольной форме?

Форма отчета утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан».

Раздел 8 отчета содержит сведения о расходах, произведенных опекуном (попечителем) за счет средств подопечного. В данный раздел включаются только расходы, связанные с:

оплатой лечения несовершеннолетнего подопечного в медицинских организациях;

приобретением товаров длительного пользования, стоимость которых превышает установленный в соответствии с законом двукратный размер величины прожиточного минимума на душу населения;

- ремонтом жилого помещения несовершеннолетнего подопечного.

При этом, перечень расходов является исчерпывающим.

 

Какие документы должны быть представлены к отчету?

К отчету прилагаются документы: копии товарных чеков, квитанции об уплате налогов, страховых сумм и другие платежные документы, подтверждающие произведенные расходы.

Предоставление документов, подтверждающих расходы за счет средств подопечного на питание, предметы первой необходимости и прочие мелкие бытовые нужды, действующей формой отчета не предусмотрено.

Чеки и другие платежные документы могут быть запрошены у опекунов органами опеки и попечительства только на товары и услуги, подтверждающие проведение лечения подопечного, на приобретенные товары длительного пользования, не относящиеся к товарам первой необходимости, а также на расходы по проведению ремонта жилых помещений.

В остальных случаях опекуном может предоставляться расписка в свободной форме о произведенных расходах за счет средств подопечного. В случае, если опекуны (попечители) при сдаче отчета прикладывают чеки о расходовании денежных средств на личные нужды подопечных, в целях осуществления контроля за целевым расходованием денежных средств и защиты имущественных прав несовершеннолетних, Управлением данные документы также приобщаются к личному делу.

Требований к опекунам (попечителям) об обязательности приложения чеков и платежных документов на приобретение канцелярских товаров, одежды и обуви, продуктов питания, предметов первой необходимости, а также на реализацию мелких бытовых нужд могут быть предъявлено органом опеки и попечительства, только в тех случаях, когда данные расходы значительно превышают существующие нормы и стандарты, ориентированные на потребности соответствующего подопечного и состояние его здоровья.

 

Вправе ли орган опеки и попечительства требовать объяснений от опекуна по вопросам расходования денежных средств подопечных?

Учитывая, что законодатель обязывает орган опеки и попечительства осуществлять контроль за расходованием опекуном (попечителем) имущества подопечного и в случае необходимости принимать меры о возмещении убытков, причиненных подопечному, орган опеки и попечительства правомочен запрашивать у законных представителей письменные объяснения о расходовании денежных средств подопечного на питание, предметы первой необходимости и прочие мелкие бытовые нужды, подтверждение которых не требуется платежными документами.

Указанные положения также подтверждаются практикой судебных инстанций Свердловской области, которые признают отчет единственным финансовым документом, подтверждающим расходование денежных средств подопечного. В частности, Свердловским областным судом указывалось, что отчет декларируется самостоятельно опекуном (попечителем), который несет полную ответственность за достоверность представленных документов, в том числе товарных, кассовых чеков. Данный отчет является доказательством того, что опекуном (попечителем) приобретались за счет денежных средств ребенка, находящегося под опекой, товары и услуги исключительно в интересах подопечного, в достаточном объеме и надлежащего качества.

Иное может привести к неосновательному обогащению за счет денежных средств подопечного и причинению ему вследствие этого имущественного ущерба.

 

Что относится к предметам первой необходимости и мелким бытовым нуждам?

Отсутствие законодательно закрепленного понятия «предметы первой необходимости» приводит к использованию субъективных критериев оценки при утверждении отчетов опекунов (попечителей).

Также существенно осложняет выполнение органом опеки и попечительства контрольных полномочий в части соблюдения имущественных прав подопечных отсутствие законодательно установленных нормативов потребления продуктов питания или размера расходов, которые в соответствии с возрастом несовершеннолетнего и его потребностями могут быть израсходованы на питание ребенка, находящегося на воспитании в семье.

Исходя из указанного, при анализе расходов, произведенных за счет средств подопечного на его питание, предметы первой необходимости, мелкие бытовые нужды, во избежание случаев нецелевого расходования указанных средств, органы опеки и попечительства в отдельных случаях руководствуются сведениями, предоставленными органами местного самоуправления о стоимости продуктов питания, входящих в «потребительскую корзину» в данном муниципальном образовании для категории «дети» на отчетную дату, а также требованиями, установленными санитарными правилами СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 № 26.

 

Следует ли отчитываться за денежные средства, зачисленные на номинальный счет?

Также необходимо отметить, что расходование опекуном или попечителем сумм алиментов, пенсий, пособий, возмещения вреда здоровью и вреда, понесенного в случае смерти кормильца, а также иные выплачиваемые на содержание подопечного средства, за исключением доходов, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно, зачисляемых на номинальный счет, не исключает необходимости осуществления органом опеки и попечительства контроля за распоряжением законным представителем доходами подопечного. Контроль осуществляется при проверке ежегодных отчетов, а также при проведении плановых (внеплановых) проверок условий жизни несовершеннолетнего подопечного.